29.08.20

Сегодня, 29 августа,  жители и гости столицы смотрели советский художественный фильм «Восхождение» под открытым небом амфитеатра на бульваре Пушкина.

Кинопоказ состоялся в рамках Года Великой Победы при поддержке Общественного Движения «Донецкая Республика».

В основу картины режиссёра Ларисы Шепитько легла военная драма по повести Василя Быкова «Сотников».

Сама режиссер всегда акцентировала внимание на особенном значении этой киноленты в ее карьере. «Любая картина личная, но желание поставить «Восхождение» было потребностью почти физической. Если бы я не сняла эту картину, это было бы для меня крахом. Я не могла найти другого материала, в котором сумела бы так передать свои взгляды на жизнь, на смысл жизни», — говорила она.

Любопытно, что фильм находился на грани запрета: контролирующие органы считали, что вместо партизанской истории была снята «религиозная притча с мистическим оттенком». Шансы на то, что картина отправится «на полку», были очень велики, и Элем Климов, режиссёр и муж Ларисы Шепитько, решился на отчаянный шаг. В обход «Мосфильма», он пригласил первого секретаря ЦК компартии Белоруссии Петра Машерова на специальный просмотр «Восхождения» (плёнку привезли в Минск прямо из лаборатории, почти мокрую, а Лариса Шепитько сама села за микшерный пульт). Поначалу он был настроен скептически, ожидая увидеть «дамскую режиссуру». Через двадцать-тридцать минут после начала просмотра Машеров уже не мог оторваться от экрана, а к середине фильма — плакал, не стесняясь присутствовавшего в зале руководства республики. По окончании фильма Машеров вопреки традициям (обычно на таких премьерах мнения заслушивались сначала от нижних чинов и потом уже от высших) вышел на сцену и говорил около сорока минут. Белорусский писатель и ветеран Великой Отечественной войны, Алесь Адамович, присутствовавший на показе, описал Машерова, как человека, вопрошающего: «Откуда эта девочка, которая, конечно же, ничего такого не пережила, знает обо всём этом, как она могла так рассказать?» Через несколько дней «Восхождение» было официально принято без единой поправки.

В итоге картина, повествующая о двух белорусских партизанах, попавших в руки полицаев, получила несколько призов на Международном кинофестивале в Западном Берлине в 1977 году, став первым советским фильмом, удостоенным высшей награды фестиваля — «Золотой медведь».

«Душевный и глубокомысленный фильм, который интересно пересматривать снова,- отметила пенсионерка Анна Геннадьевна. – Я получила огромное удовольствие, столько приятных эмоций от просмотра хорошего кинофильма под открытым небом! Большое спасибо нашему общественному движению за эту возможность».